Дзен. краткая суть учения. Обзор. Что такое дзен буддизм Найти свой дзен

Просветление – это самая главная цель Дзен. Ни один человек не сможет постичь Дзен, не достигнув просветления, потому что это переживание – наиважнейший опыт.

Для европейского сознания просветление является особым видом искусства, которое погружает нас в человеческое бытие. Так мы видим путь, который нас ведет прочь от рабства к свободе. И свобода здесь означает возможность реализовать все самые благородные побуждения, которых требует сердце. Каждый из нас наделен всеми качествами, которые смогут сделать счастливыми всех, каждый может научиться любить.

Итак, чтобы достичь просветления, а другое его название «сатори», нужно следовать нескольким принципам. Их множество, но для начала стоит обратить внимание на главные.

  1. Настоящая любовь к человеку – это не вторгаться в его жизнь. Нельзя пересекать границы самого дорогого, что есть у вашего любимого человека, – пределы внутреннего мира.
  2. Невозможно ничего получить, если не отдать ничего взамен. Также, только отдав, можно приобрести.
  3. Жить нужно в данный момент. Прошлое уже покинуло нас, оно не может питать настоящее. Будущее еще только наступит, а жизнь утекает сейчас, в данный момент. Ее нужно праздновать.
  4. Самые большие страдания и горести у человека происходят от того, то он разучился и забыл, как жить. Вся человеческая деятельность не имеет никакой связи с понятием жизни. Есть, спать и ходить – это только физическое проявление того, что тело все еще живо, но не доказывает, что этот человек живет.
  5. Нужно научиться принимать все вещи и происходящее именно таким, каким оно является. Первым шагом станет принятие самого себя настоящего.
  6. Ни богатство, ни бедность не могут быть причиной для раздумий. Нельзя воспринимать всерьез богатство. Потому что они не имеют отношения к свободе, любви, празднованию жизни.
  7. На жизненном пути каждому придется совершить немало ошибок. И в этом нет никакого страха. Потому что именно это и называется развитием. Страшно совершать одни и те же ошибки несколько раз, потому что так развитие останавливается.
  8. Самая высшая ценность – уход от рабства, обретение свободы. Истинная любовь должна давать свободу, если ее нет, то эта любовь не настоящая.
  9. Всегда будет находиться такой человек, который будет учить другого, каким нужно быть. Так он реализовывает то, каким он хотел бы быть сам, но не может этого достичь. В результате ученик приходи к собственным выводам и не становится тем, кем нужно, а учитель не достигает своей цели. В результате никто не остается удовлетворенным.
  10. Самый большой источник проблем – это ты сам. Как только это знание осядет в голове – проблемы перестанут существовать.

Раньше мастерам требовалось более 10 лет, чтобы освоить это удивительное Дзен состояние… Теперь вы можете погрузиться в него всего за час!

Что такое Дзен состояние?

В переводе с японского Дзен — это особое состояние, в котором человек испытывает творческий подъем, внутреннюю чистоту, приподнятое настроение, ощущение счастья, радости и свободы. По сути, это непрекращающаяся медитация, состояние, в котором человек всегда ощущает себя позитивно.

Конечно, обычный человек без должной подготовки не может всегда находиться в Дзен состоянии. Это по силам лишь просветленным, монахам, йогам и тем, кто достиг очень высокого уровня саморазвития.

НО! Это состояние действительно стоит испытать, чтобы понять, насколько счастливым и свободным можно быть!

Что дает Дзен состояние обычному человеку?

Дзен состояние позволяет:

  • глубже понять себя и суть человеческого бытия;
  • отрешиться от проблем и забот;
  • ощутить внутреннюю свободу;
  • восстановить психику;
  • высвободить свою естественную энергию, чтобы реализовать свои способности.

Дзен состояние — это возможность погрузиться в свой внутренний мир и достичь высокого духовного развития. В то же время это измененное состояние сознания¹ способствует тренировке ума, позволяет укрепить память и предотвратить развитие склероза.

Что дает регулярная практика Дзен состояния?

Постепенно, занимаясь Дзен медитацией, человек переносит это уникальное состояние счастья и внутренней свободы в повседневную жизнь. А это значит, что никакие стрессы и негативная энергетика ему будут нипочем!

Раньше требовались годы, чтобы постичь Дзен состояние…

Вы можете достичь его всего за час!

Зачем медитировать годами, если можно погрузиться в уникальное Дзен состояние всего за один час?

Получив этот бесценный опыт, можно научиться легко входить в состояние Дзен самостоятельно. У многих практиков на это уходит всего пару недель.

Но как такое возможно?

Специальная медитация Ленни Россоловского позволяет погрузиться в Дзен состояние всего за час! Простое прослушивание этой записи активирует оба полушария мозга, а также центральную его часть – шишковидную железу.

И это не просто слова, это опыт многих практиков!

Просто кайф и освобождение! Лучше заниматься прослушиванием перед сном, потому что потом сильно хочется спать.

К тому же, данная запись помогает некоторым людям видеть очень яркие сны , ощущать реальные провалы в пустотное Дзен состояние…

В этом состоянии также можно открыть третий глаз и увидеть яркие видения , если во время медитации концентрироваться на области межбровья.

У каждого эта уникальная запись работает по-своему и дает свои удивительные эффекты.

Словами не выразить, нужно пробовать. Штука потрясающая!

P.S. Как говорилось, Дзен состояние позволяет человеку раскрыть заложенные в нем качества и способности. Но какие именно? Узнать о своем личном даре и потенциальных способностях, которые помогут вам достичь успеха в самых разных сферах жизни, вы можете с помощью своей персональной диагностики жизненного предназначения.

Чтобы бесплатно получить ее, перейдите по ссылке и заполните краткую анкету >>>

P.P.S. Диагностика составляется для вас лично, поэтому займет некоторое время.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Изменённые состояния сознания - качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании, замечаемые самим человеком или наблюдателями (Википедия).

Лучшие способы освоения различных измененных состояний сознания

Оценить статью

Дзен буддизм происходит из Индии. Японское слово «дзэн» происходит от китайского слова «чань», которое, в свою очередь, происходит от санскритского «дхьяна», что переводится как «созерцание», «сосредоточение». Дзэном называется одна из школ буддизма, которая сформировалась в Китае в V-VI веках. Большое влияние на формирование дзэна оказал даосизм, поэтому между этими течениями много общего.

Что такое дзен буддизм?

На сегодняшний день, дзэн-буддизм является главной монашеской формой буддизма ветви Махаяна («большая колесница»), широко распространенной в Юго-Восточной Азии и Японии.

В Китае дзэн-буддизм называется «чань-буддизмом», во Вьетнаме — «тхиен-буддизмом» , в Корее — «сон-буддизмом». В Японию дзен-буддизм пришел относительно поздно — в XII веке, однако именно японская транскрипция названия этого направления буддизма стала самой распространенной.

В широком смысле дзен - это школа мистического созерцания, учение о просветлении. Под дзен понимают практику дзенских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.


♦♦♦♦♦♦

Как появился дзен-буддизм?

Традиционно первым патриархм дзэна считается сам Будда Шакьямуни. Вторым патриархом — его ученик Махакашьяпа, которому Будда после молчаливой проповеди передал лотос, символизировавший пробуждение. Тхить Нят Хань, вьетнамский дзэн-буддистский монах и автор книг по буддизму, так передает эту историю.

«Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал.

Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял.

Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся.

«У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

♦♦♦♦♦♦

Бодхидхарма-патриарх чань-буддизма

Самым известным из патриархов дзэн-буддизма является Бодхидхарма, или Дамо — первый патриарх дзэна в Китае. По преданию, Бодхидхарма, буддийский монах из Индии, прибыл в Китай по морю где-то в 475 году и начал проповедовать. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес так описывал появление первого патриарха китайского чань-буддизма:

«Бодхидхарма перебрался из Индии в Китай и был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища. Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа монахов-буддистов.

♦♦♦♦♦♦

Тот ответил:

«Всё принадлежащее миру - иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я».

Затем он повернулся к стене и принялся медитировать.

Когда вконец запутавшийся император спросил:

«А в чём же тогда суть буддизма?»,

Бодхидхарма ответил:

«Пустота и никакой сути».

По одной из легенд, в поисках истины Бодхидхарма провёл, медитируя в пещере, девять лет. Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрел просветление.

В Китае Бодхидхарма поселился в монастыре Шаолинь, незадолго до этого основанном на горе Суншань, где основал первую школу чань-буддизма. Дамо внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы.

Интересно, что Бодхидхарму в Китае называли «бородатым варваром», из-за того, что в отличие от китайских монахов он носил бороду, а также то, что по одной из легенд Дамо был тем человеком, кто принес в Китай чай. Во время борьбы со сном медитирующий Бодхидхарма вырвал себе ресницы и бросил их на склон горы Ча.

На этом месте выросло растение - чай.

♦♦♦♦♦♦

Какие книги лежат в основе дзена?

В отличие от представителей других школ, дзэнские монахи не концентрируются на чтении сутр и священных писаний. Бодхидхарма говорил, что дзен - это «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты».

Он же сформулировал четыре принципа дзен:

1.Особая передача вне священных писаний;

2. Дзэн не опирается на слова и тексты;

3. Прямое указание на сознание человека;

4. Созерцая свою природу, становиться буддой.

Исследователь буддизма Дайсэцу в своей книге «Основы дзен-буддизма» писал:

«Последователи дзена могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзену.

Поэтому дзен не имеет дела с какими либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение».


♦♦♦♦♦♦

Дзен буддизм — это религия?

В общепринятом понимании религии, дзен — это не религия. В нём нет Бога, которому поклоняются, нет церемональных обрядов, ни ада, ни рая. Даже такого ключевого понятия как душа в дзен-буддизме не существует.

Дзэн свободен от всех догматических и религиозных условностей. При этом дзэн не является ни атеизмом, ни нигилизмом. Он не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении.

В логике это неизбежно. Дзен стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзен не отрицает Бога, не и не утверждает его существования. По словам Судзуки, дзен в равной мере не является ни религией, ни философией.

♦♦♦♦♦♦

Что такое сатори ?

Ключевым понятием дзэн-буддизма является сатори просветление , свободное состояние ума, интуитивное внелогическое проникновение в природу вещей. По сути дела, сатори является для дзэна альфой и омегой, целью и путем этого течения.

Судзуки в своей книге «Основы дзен-буддизма» так определил важность сатори для дзэна:

«Дзэн, лишенный сатори, походит на солнце без света и тепла. Дзэн может лишиться всей своей литературы, всех монастырей и всего своего убранства, но до тех пор, пока в нем есть сатори, он будет вечно жив».


♦♦♦♦♦♦

Дзенские коаны

Один из способов, которым пользуются мастера дзэна для того, чтобы направить монахов на путь просветления — чтение коанов, коротких рассказов, загадок или вопросов, которые часто не имеют рационального разрешения и часто ломают привычную логику.

Цель коана - ввести человека в ступор, решение должно прийти к нему изнутри, интуитивно, как некое чувство или ощущение, а не вербальный логический вывод. Самый известный из коанов рассказывает о том, как настоятель храма Мокурай поставил трудную задачу перед учеником по имени Тойо.

Он сказал:

«Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга. Теперь покажи мне хлопок одной ладони».

Тойо потратил целый год логических изысканий для решения коана, но все его попытки были тщетны. И только достигнув просветления и перейдя границу звуков, он смог познать звук хлопка одной ладони. Виктор Пелевин в одном из интервью остроумно ответил на вопрос, слышал ли он хлопок одной ладони:

«Много раз в детстве, когда мама шлепала меня по попке».

© Русская Семерка russian7.ru

Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско -палийскому термину «дхьяна/джхана» (санскр. ध्यान , dhyāna , от ध्या , dhyā , «сосредоточенность, размышление»), означающему «(умственное) сосредоточение» .

Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн. тхиен ; кор. сон или сэн ), затем, распространившись в Японии - в «дзэн».

В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзэн; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика - дзэн-буддизм , школа дзэн . Другое (официальное) название дзэнской традиции - Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды .

История

Принято считать, что свое распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции - Путидамо или просто Дамо, в японской - Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Патриархов буддизма , ставший впоследствии первым Патриархом дзэн (чань). Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь , считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении VI-VIII веков дзэн распространялся на территории Кореи , а затем и Японии . Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев. В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа , Северная Америка).

Краткая суть учения

Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.

(Точнее говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать. Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». (Просветление - это не состояние. Это способ видения.))

Кроме того, путь к видению собственной природы - для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути , нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

Считается, что дзэнский наставник должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние «ученика» и давать ему подходящие именно для него указания или толчок. На разных этапах практики «ученику» могут давать разные, «противоположные» советы, например:

  • «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»;
  • «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее»…

По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

  1. неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
  2. отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
  3. привязанность (к приятному - неутолимая жажда, цепляние)…

Поэтому пробуждению способствуют: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов и (3) от привязанностей.

Два основных вида регулярной дзэнской практики - это сидячая медитация и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда прекращаются само-взбалтывания, «муть оседает», неведение и беспокойство уменьшаются. Прояснившийся ум может легче увидеть свою природу.

На определённом этапе, когда практикующий успокоил ум, хороший наставник - видя «препятствие» в уме практикующего: жёсткие взгляды или привязанность - может помочь от него избавиться. (Таким образом, путь дзэнского практикующего - это и раскрытие «своей» мудрости, и не закрытие от «чужой». Скорее, это убирание ложного барьера между «моей» мудростью и «чужой».)

Многие дзэнские мастера утверждают, что практика может быть «постепенной» или «внезапной», но само пробуждение всегда внезапно - точнее, непостепенно. Это просто отбрасывание лишнего и видение того, что есть. Поскольку это просто отбрасывание, нельзя сказать, что оно как-то достигается . Или что в этом есть «ученики» и «наставники». Наставники могут передавать Дхарму учений - то есть, идеи и методы дзэн. Дхарма Ума , то есть сущность просветления, уже присутствует. Она не нуждается ни в каких достижениях.

Итак, практика и учение дзэн нацелены на: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов, (3) отпускание привязанностей. Это облегчает видение собственной природы, которое само находится вне всякой практики и всяких путей.

В целом, то же верно и для остальных буддийских традиций; данная школа - дзэн - нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.)

Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками.

Главные принципы буддизма, на которых основывается дзэн:

Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма

В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу.

Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори.

Четыре ключевых отличия дзэн:

  1. Особое учение без священных текстов.
  2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
  3. Передача с помощью прямого указания на реальность - особым образом от сердца к сердцу.
  4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

«Не твори письменных поучений»
«Передавай традицию вне наставлений»
«Прямо указывай на человеческое сердце»
«Смотри в свою природу, и станешь Буддой»

По преданию, начало традиции дзэн положил сам основатель буддизма - Будда Шакьямуни (V в. до н. э.), который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся («Цветочная проповедь Будды »).

Никто, однако, кроме одного человека - Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме.

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить пробуждению (дхарма), но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он еще не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Миг пробуждения Махакашьяпы случился, когда Будда вознёс над головой цветок. Монах увидел цветок таким, какой тот есть, и получил «печать сердца», если применить терминологию дзэн. Будда передал своё глубокое понимание от сердца к сердцу. Он взял печать своего сердца и сделал ею оттиск на сердце Махакашьяпы. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

Так, согласно дзэн, началась традиция прямой («от сердца к сердцу») передачи пробуждения от учителя к ученику. В Индии вот таким образом пробуждение передавалось в течение двадцати восьми поколений наставников от Махакашьяпы до самого Бодхидхармы - 28-го патриарха буддийской школы созерцания в Индии и первого патриарха буддийской школы Чань в Китае.

Бодхидхарма сказал: «Будда прямо передал дзэн, который не имеет ничего общего с изучаемыми вами священными писаниями и доктринами». Итак согласно дзэн - истинный смысл буддизма постигается только благодаря усиленному самосозерцанию - «смотри в свою природу и станешь Буддой» (а не вследствие изучения доктринальных и философских текстов), и еще «от сердца к сердцу» - благодаря традиции передачи от учителя к ученику.

Для подчеркивания принципа непосредственности этой передачи и для искоренения у учеников привязанности к букве, образу, символу многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов. Дзэн переходит непосредственно от мастера к ученику, от «ума к уму», от «сердца к сердцу». Сам дзэн есть некая «печать ума (сердца)», которую не найти в священных писаниях, поскольку она «не основана на буквах и словах» - Особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки - передача иным способом того, что не может быть выражено речью,- «прямым указанием», неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению.

Практики дзэн

Сатори

Сатори - «Просветление», внезапное пробуждение. Поскольку все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит в её реализации. Сатори наступает всегда внезапно, как вспышка молнии. Просветление не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно.

Методы пробуждения

Считается, что по сравнению с практическим обучением «от сердца к сердцу» - даже наставления самого Будды играют в дзэн-буддизме второстепенную роль. Для современных учеников - помимо передачи от сердца к сердцу также необходимы слушание, чтение, размышления. Прямые методы указания в дзэн эффективнее чтения книг, но не подразумевают совершенного отказа и от чтения.

Для обучения мастер может использовать любые методы, но наиболее широко распространены практики дзадзэн (сидячая медитация) и коан (притча-загадка, не имеющая логически обоснованного ответа).

В дзэн преобладает мгновенное, внезапное пробуждение, которое иногда возможно вызвать специфическими приемами. Самый знаменитый из них - коан. Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение.

Медитативная практика

Практика дзадзэн

Дзадзэн - медитация в «позе лотоса» - требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой - умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. «Просто сидеть» и, не обращая внимание ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

«Совершенный человек пользуется своим умом словно зеркалом: он ничего не хватает и ничего не отвергает. Воспринимает, но не удерживает»

Вместо попыток очистить или опустошить ум нужно просто дать ему волю, поскольку ум - это не то, чем можно овладеть. Отпустить ум - это то же, что и отпустить поток мыслей и впечатлений, которые приходят и уходят «в ум». Не надо ни подавлять их, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Именно в медитации дзадзэн практикуется действие даосского «у-синь» - «не-ума».

Коаны

Ступени состояния ума Дзэн

Различались несколько ступеней достижения «пустотности» сознания:

  • «одноточечное сознание» (и-нянь-синь),
  • «сознание, лишенное мыслей» (у-нянь-синь),
  • «не-сознание» (у-синь) или «не-я» (у-во).

Это - этапы «опустошения» сознания и достижения шуньяты или кун (кит.), то есть пустоты, ибо одна из целей чаньского искусства состоит в создании особых условий, когда психика оказывается предоставленной самой себе и работает спонтанно, будучи глобально целостной или трансперсональной (в смысле со-бытия или со-знания с другими людьми и с миром).

Дзэн боевых искусств и самурайский Дзэн

Совершенно неожиданно способом постижения буддизма стало нечто, что противоречит одному из пяти основополагающих буддийских запретов - «воздерживайся от убийства». Вероятно именно в Китае, где буддизм подвергся освобождающему влиянию даосизма , - Дзэн разрушил конвенциально-этические рамки буддизма и как эффективный психотренинг впервые присоединился к воинским дисциплинам. Сегодня Дзэн уже применяют к любым областям деятельности, от игры на гитаре до секса.

«Из всех собравшихся только ближайший ученик Будды Махакашьяпа воспринял знак Учителя и едва заметно улыбнулся в ответ уголками глаз». Именно из этого признанного каноническим эпизода вырастает вся традиция передачи учения чань/дзэн с помощью т.наз. «уловок» - любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая, театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение. То же касается и боевых искусств .

Впервые боевые искусства соединились с Дзэн в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия - в китайском буддийском монастыре Шаолине.

С тех пор Дзэн - это то, что отличает боевое искусство Востока от западного спорта. Многие выдающиеся мастера кэндо (фехтование), каратэ , дзюдо , айкидо были адептами Дзэна. Это связано с тем, что ситуация реальной схватки, схватки, в которой возможны тяжелые увечья и смерть, требует от человека именно тех качеств, которые воспитывает Дзэн.

В условиях боевой ситуации у бойца нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды. Чистое, незамутненное ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно. Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

Такуан Сохо (1573-1644), мастер Дзэн и автор трактатов о древнем японском искусстве владения мечом (ныне сохранившемся в техниках кэндо) называет спокойствие воина, достигшего высшего уровня мастерства, непоколебимой мудростью. «Вы конечно, видите меч, собирающийся поразить вас ,» - говорит Такуан. «Но не позволяете своему уму „останавливаться“ на этом. Оставьте намерение контактировать с противником в ответ на его угрожающий выпад, перестаньте строить всякие планы на этот счет. Просто воспринимайте движения противника и не позволяйте своему уму „останавливаться“ на этом. »

Боевые искусства Китая и Японии - это прежде всего именно искусства, способ развития «духовных способностей самурая», осуществление «Пути» («дао » или «до») - пути воина, пути меча, пути стрелы. Бусидо , знаменитый «Путь самурая» - свод правил и норм для «истинного», «идеального» воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзадзэн, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти.

Этика дзэн

Не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо. Быть просто наблюдателем (свидетелем).

Эстетика дзэн

Влияние Дзэн на современный мир

В произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р.Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. «дзэнский бум» охватил многие американские университеты и придал определенную окраску движению битников.

Влияние Дзэна испытали многие психотерапевтические школы - такие как Гештальт-терапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.

Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом - в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» прямо написал, что считает основой целью гештальт-терапии именно мини-сатори - достижение особого инсайта или катарсиса - после которого большинство старых проблем растворяются.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Дзэн, дао - тексты книг (дзэн-буддизм, даосизм) - в электронной библиотеке на сайте Ки Айкидо в Москве

Ответ на вопрос о том, что такое дзен, должен знать каждый человек, начинающий знакомство с буддизмом. Это понятие формирует сильную личность, способную на разумный анализ своих поступков и созерцание их со стороны. Целью этого процесса должно стать истинное .

Дзен – что это?

В буддизме существует несколько ключевых принципов – таких, как вера, стремление к самоопределению и уважение природы. Большинство буддийских школ имеют общее понятие о понимании того, что такое энергия дзен. Они считают, что она раскрывается в таких аспектах, как:

  1. Знания и мудрость, передающиеся не на письме, а от учителя к ученику во время личного общения.
  2. Таинство Дао – безымянного источника существования земли и неба.
  3. Отрицание усилий по осознанию дзен: считается, что чем больше силишься его понять, тем быстрее он удаляется от сознания.
  4. Множество способов постичь дзен: на протяжении всей истории человечества дзен передается совершенно бессознательно от человека к человеку через эмоции, прикосновения, шутки.

Что такое дзен-буддизм?

Дзен-буддизм – важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, процесс формирования которой завершился в Китае в V-VI веках. У себя на родине, а еще во Вьетнаме и Корее он по сей день остается самой популярной монашеской формой религии. Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен» - философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем. Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии. Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

Дзен и Дао

Оба направления произошли из одного учения, поэтому различия между ними минимальны. Дао никто не сможет выразить словами, потому что оно выражает естественность человеческого существования. Дзен-состояние же абсолютно реально, но его совершенно точно можно описать. В основных книгах учения - работах мудрецов, комментирующих коаны и сутры, эти знания и хранятся.


Дзен-буддизм – основные идеи

Глубина и сила этого учения поражает, особенно если человек лишь начинает знакомство с ним. Не представляется возможным до конца понять, что означает дзен, если отрицать тот факт, что пустота – настоящая суть и цель просветления. Это учение опирается на природу ума, которую невозможно выразить словами, но можно осознать. Его основные принципы:

  1. По своей натуре каждый человек равен Будде и он может открыть в себе просветляющую основу.
  2. Состояние сатори можно достичь только через полный покой.
  3. Получение отклика от своего , который находится внутри человека.

Коаны дзен-буддизма

Коаны – короткие поучительные истории или диалоги, схожие с сурами Корана. Они раскрывают сущность вопросов, возникающих как у новичков, так и у опытных религиозных последователей. Коаны дзен создавались с целью придать психологический толчок ученику, мотивировать его. Ценность каждого из таких рассказов раскрывается в его решении:

  1. Мастер задает ученику коан, для которого он должен найти правильный ответ. Каждое утверждение делается с целью вызвать у неопытного последователя буддизма противоречие.
  2. Находясь в медитативном или близком к нему состоянии, ученик достигает сатори – просветления.
  3. В состоянии самадхи (единства познания и познающего) человек понимает, что такое настоящий дзен. Многие считают его близким с ощущением катарсиса.

Дзен-медитация

Медитация – особое психо-физическое состояние человека, которого проще всего достичь в атмосфере глубочайшей тишины и сосредоточенности. В буддистских монастырях необходимости в предварительной подготовке к погружению в нее не было, потому что члены общин изначально ограждали себя от всяких соблазнов. Монахи отвечая на вопрос о том, что такое дзен-медитация, говорят, что это ощущение чистого сознания без содержания. Достигнуть его можно, выполнив следующую очередность действий:

  1. Сначала нужно сесть на полу, лицом к стене, подложив под ягодицы подушку или сложенное в несколько слоев одеяло. Его толщина не должна помешать принять удобную устойчивую позу. Одежда для медитации подбирается свободная, чтобы не стеснять движения.
  2. Для удобной посадки рекомендуется принять или полулотоса.
  3. Следует закрыть глаза и абстрагироваться от проблем и мыслей.
  4. Когда пустота заменит ментальный шум, появится чувство ни с чем не сравнимой расслабленности и удовлетворенности.

Что значит «постичь дзен»?

Желающий найти ответ на интересующий его вопрос обращается к этой восточной технике, как правило, находясь в отчаянии. Он стремится познать дзен после того, как простые способы разрешения дилеммы были исчерпаны. Для некоторых этот процесс представляет собой своеобразный пост с воздержанием от еды, взаимоотношений с противоположным полом и активной трудовой деятельности. Большинство же буддистов придерживаются более традиционных способов осознания тонкой материи дзен:

  1. Следование советам первых учителей буддизма. Они рекомендовали сохранять покой даже в сложных ситуациях и отречься от жизненных неприятностей.
  2. Нахождение источника зла. Если религиозного человека одолевает череда неудач и проблем, то он должен искать причину превратностей судьбы в себе или своих врагах.
  3. Пересечение границ классического мышления. Правила дзен гласят, что человек слишком привык к благам цивилизации, чтобы познать свою сущность. Ему нужно выйти из зоны комфорта, чтобы услышать голос души.

Дзен-буддизм - книги

Каждая религиозная школа и методика научного познания имеет свои литературные труды, позволяющие понять его концепцию даже неискушенным новичкам. Философия дзен также предполагает знакомство с целой библиотекой книг, в которую входят:

  1. Коллектив авторов с комментариями Алексея Маслова «Классические тексты дзен» . В одну книгу вошли работы первых наставников чань-буддизма, которые затрагивают все сферы человеческой жизни – как в древности, так и в современной жизни азиатских стран.
  2. Сюнрю Судзуки, «Сознание дзен, сознание начинающего» . Она раскрывает содержание бесед опытного наставника с его американскими учениками. Сюнрю удалось не только осмыслить, что такое дзен, но и научиться сосредотачиваться на главных целях.
  3. Вон Кью-Кит, «Энциклопедия дзен» . Книга посвящена трудностям понимания бытия, простейшему уяснению его закономерностей и понятий. Путь дзен, по мнению автора, завершается мистическим опытом переживания Абсолюта – вспышки постижения вне времени и пространства.
  4. Тит Нат Хан, «Ключи дзен» . Работа японского автора содержит исключительно комментарии к сутрам и коанам южного буддизма.
  5. Миямото Мусаси, «Книга пяти колец» . Воин Мусаси 300 лет назад написал монографию об управлении государством, людьми и собственными эмоциями. Средневековый вехтовальщик считал себя учителем дзен, поэтому книга написана в формате беседы с учениками-читателями.